Формирование конструктивных детско-родительских отношений
Игры на укрепление детско-родительских отношений
Игра «Ласковое имя».
Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.
Игра «Имя».
Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.
Игра «Правил нет».
Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.
Игра «Правил нет».
Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты…». Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера)
Игра «Правил нет».
(Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…).
Игра «Упрямый».
Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребёнок. Его мама – ведущая. Родитель даёт команду, все выполняют её, а ребёнок – наоборот.
Игра «Комплименты».
Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».
Игра «Скульптор и глина».
Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую. «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор». После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали.
Формирование конструктивных взаимоотношений "родитель-ребенок"
Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека.
Это период, который определён как самый яркий и важный этап в развитии личности.
На сегодняшний день в семьях возникает всё больше проблем, связанных с вопросами воспитания, коммуникации «ребёнок – социум», а также с возникновением конфликтов в детско-родительских отношениях.
Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения строить воспитание ребёнка в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальной предрасположенностью.
Чтобы выстроить конструктивные, гармоничные, комфортные взаимоотношения, родители не должны:
- Отказываться от объяснений – перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить, почему;
- Вспоминать прошлое («А вот в прошлом году…») – следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;
- Указывать ребёнку на его схожесть с родственниками («Весь в отца (мать)»);
- Подчёркивать минусы, неудачи ребёнка – уместно сказать: «Ничего, ты можешь лучше, я верю в тебя»;
- Игнорировать ребёнка.
Десять фраз, которые нельзя говорить ребёнку
Есть такие слова, говорить которые детям категорически воспрещается! Внимательно прочтите и запомните…
1. Видишь, у тебя ничего не получается – дай я сделаю!
Такие фразы заранее программируют ребёнка на неудачу, вселяют в него неуверенность.
2. Возьми, только успокойся!
Ребёнок понимает: нытьём и капризами можно добиться всего.
3. Ещё раз такое увижу – ты у меня получишь!
Дальше угроз дело не доходит, и все гневные обещания так и остаются словами. А значит, очень скоро они перестают действовать.
4. Быстро перестань!
Ребёнок обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным и…начинает протестовать.
5. Ты должен понимать, что…
Тоска в глазах ребёнка и желание как можно быстрее оказаться от родителей как можно дальше.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя эти слова, родители прививают ребёнку определённые стереотипы. А это – определённые комплексы во взрослой жизни.
7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Если родители не понимают важности и серьёзности проблемы, то в следующий раз ребёнок и рассказывать ничего не будет.
8. Побереги своё здоровье!
Нельзя спекулировать своим здоровьем. Рано или поздно всё это перестаёт восприниматься всерьёз.
9. Нет, этого мы не купим – денег нет!
Конечно, сказать это проще, чем объяснить, почему не стоим покупать всё подряд. А ребёнок понял лишь одно – у папы с мамой мало денег…
10. У всех дети как дети, а ты…
«Всё не как у людей», «горе луковое», «наказание моё», «неряха», «растяпа» - подобные ярлыки понижают самооценку, и ребёнок действительно начинает им соответствовать.
Хороший помощник в гармонизации детско-родительских отношений – юмор. Смейтесь вместе с ребёнком, подмечайте забавные стороны во всём, что с вами происходит. Только не иронизируйте – ребёнок ещё недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты. Всю информацию, эмоции, чувства дети воспринимают буквально.